Винные новинки на российском рынке


Прошедшая на прошлой неделе в Москве выставка "ПродЭкспо-2015" позволила познакомиться со множеством интереснейших образцов и производителей, - я продолжаю рассказ о наиболее интересных из них (с первой частью можно ознакомиться здесь). А с итоговой конкурсной таблицей - здесь (я настоятельно рекомендую это сделать).

Несомненно, сенсацией конкурса "Вино из России", основанного на результатах состоявшейся в декабре независимой слепой дегустации российских вин, стал Дербентский коньячный комбинат. Категория крепких вин, представленных на конкурс, вообще выглядела очень и очень сильно, - ни один из образцов не набрал меньше 83 баллов, Но даже на этом весьма достойном фоне дербентские вина, что называется, "всех порвали". Два образца (кагор "Дербент" 2009 г. и мадера дагестанская "Дербент" 1998 г.) получили Гран-При, набрав 93 и 92 балла соответственно, - а остальные три образца (всего их было пять) получили 90, 88 и 87 балов, что иначе, как полнейшим триумфом, назвать довольно сложно. Триумфом тем более ошеломляющим, что, руку на сердце положа, основные ожидания всеми связывались с Кубанью и Крымом, - а от дагестанских виноделов никто ничего особенного и не ожидал. Тем более - от "коньячного комбината".

Нет-нет, - оглядываясь немного назад, начинаешь припоминать, что на Кубке СВВР-2015 дербентский "Самур" 2000 г. был признан лучшим крепленым вином России, и две других позиции тоже выступили весьма достойно, - а до того были призы на ряде международных конкурсов. И что вообще комбинат этот - мощное хозяйство с давней историей, своими виноградниками и собственной первичкой, - просто само слово "Дербент" у нашего человека давно и прочно ассоциируется с коньяками, а никак не с вином.

(картинки кликабельны)

Владимир Ермолаев (Дербентский коньячный комбинат)

Разумеется, после объявления результатов конкурса я поспешил первым делом познакомиться с дербентскими винами, что называется, "с открытым забралом", в чем мне любезно помог представитель комбината Владимир Ермолаев. Что я могу сказать об этих винах?

Кагор "Дербент" 2009 г. - великолепный, прекрасный и вполне классический кагор, - и больше о нем сказать нечего, если не считать, что по набранным на конкурсе баллам он оказался лучшим из 140-ка соревновавшихся российских вин. А вот на других позициях остановлюсь чуть поподробнее.

Мадера "Дербент" 1998 г., также получившая Гран-При и всего один балл уступившая абсолютному победителю, по своей стилистике очень сильно напоминает крымские мадеры. Практически все они обладают тонами изюма, сушеного яблока, чернослива, каленого орешка, - но если для мадер Коктебельского завода характерным являлось преобладание фруктовых доминант, то в массандровской продукции, напротив, ярче звучал каленый орешек, - зачастую в сопровождении цитрусовых ноток. Дербентская же мадера мощно ударила по всем вкусовым рецепторам, совершенно гармонично сочетая в себе обе доминанты, - можно сказать, что они ухитрились сделать еще более крымскую мадеру, чем их делают в Крыму.

Продукция "Дербента"

Что же до загадочного "Самура", который на конкурсе явно достался второму, параллельному составу жюри, - иначе я бы его непременно запомнил и вслепую, - то он оказался вообще весьма чумовой штукой. Довольно сладкое крепкое вино (сахар 160, спирт 15%), у которого даже в ароматике, не говоря уже о языке, ощущается солоноватость и корабельная смола. Да-да, ребята, - это марсала, натуральная марсала, - причем весьма удачная!

Отдельно следует отметить, что цены на дербентскую продукцию отнюдь не заоблачные, в пределах примерно 800 рублей за бутылку, - по крайней мере сейчас, пока они еще не успели зазнаться от веса завоеванных регалий. И что в Москве у них есть фирменный магазин.

Стенд Шато Эркен

Еще один производитель, несомненно, заслуживающий самого пристального внимания, - Шато Эркен из Кабардино-Балкарии. Я прошелся по их нижней линейке и должен отметить, что в данном случае речь идет о том самом пресловутом "качественном вине на каждый день", - недорогом и доступном; возможно, и не обладающим какими-то высочайшими достоинствами, - но и не имеющем сколько-нибудь существенных недостатков. Это та самая категория вин, дефицит которой наиболее болезненно ощущается рынком. В рознице эта линейка обходится, в зависимости от аппетитов торговцев, от 200 до 350 рублей за бутылку, - именно столько, сколько стоит во Франции аналогичное по качеству местное вино. Учитывая же, что хозяйству принадлежит около 1000 ГА собственных виноградников, - а это всего лишь вчетверо меньше, чем у легендарного гиганта "Массандры", - эти вина в скором времени имеют хорошие шансы попасть в число бестселлеров.

Юрий Корбан

На дегустацию вин крымского Шато Кот де Сен-Даниэль я, к сожалению, опоздал, задержавшись на другом мероприятии. К счастью, Юрий Корбан любезно познакомил меня с ними в кулуарах. Надо сказать, полтора-два года назад, когда я впервые столкнулся с этим производителем, он порадовал меня как тот самый производитель недорогих и, местами, качественных вин, - стоимость бутылки в Крыму составляла тогда что-то около 140 рублей. Купажное белое сухое столовое ординарное 2013 г., на котором даже сортовой состав винограда не был указан, совершенно никаких восторгов не вызвало, - но ординарное красное сухое каберне того же года показало себя очень и очень достойно.

Красный портвейн "Форте" 2009 г.

Времени с тех пор прошло, вроде бы, и немного, - а изменилось буквально все. Разительно поднялось качество, - и вместе с ним, увы, и цены, которые сегодня находятся в вилке между 1000 руб. и 2000 руб.. Причем, не смотря на все прелести опробованных мною сухих, - наиболее прекрасным лично для меня образцом стал красный портвейн "Форте" 2009 г., - причем портвейн моносортовой, произведенный исключительно из каберне-совиньона. Помимо традиционных для жанра красного крымского портвейна ягодных тонов, там явственно ощущаются гречишный мед, оттенки табака и горького шоколада, животные нотки. Из хорошо знакомых всем образцов более всего он напоминает портвейн красный "Коктебель" 1999г., - но ухитряется при этом быть еще более ярким. На Кубке СВВР-2015 "Форте" получил 85.33 балла, - а, по мнению многих экспертов, абсолютные оценки там были ощутимо занижены.

К сожалению, его розничная цена, если я правильно запомнил, составляет порядка 2400 руб., что совершенно противоречит всем обывательским представлениям о крымских винах. Однако ситуация тут довольно проста. Шато Кот де Сен-Даниэль - хозяйство небольшое, располагает всего 20 ГА виноградников, - а вина закладываются небольшими партиями в одну-две-три тысячи бутылок. Было бы их, к примеру, 50 тысяч, - со сбытом при таких ценах, безусловно, возникли бы проблемы. А вот столь небольшие тиражи - благополучно раскупаются коллекционерами и продвинутыми состоятельными любителями, - так что с финансовой точки зрения хозяйство, полагаю, ощущает себя вполне благополучно.

Валерий Захарьин...

Еще одним интереснейшим впечатлением "ПродЭкспо" стало знакомство с крымским виноделом Валерием Захарьиным и его продукцией, - на конкурсе "Наше Вино" выступившей также весьма достойно. Захарьин делает разные вина, но наиболее интересной является его работа с крымскими автохтонными сортами кефесия и сары пандас. Причем если кефесия давно и прочно входит в состав купажей многих крымских вин, - в частности, красных портвейнов, - то людей, работающих с сары пандас, как и вина с этим сортом, - можно пересчитать по пальцам. Делать же сепажные сухие вина из этих сортов до Захарьина, похоже, никто и вовсе не пытался.

...и его вина.

Мое личное впечатление от этой дегустации получилось двояким. С одной стороны, - да, все здорово, и вина достойные. С другой же, - не покидало ощущение, что потенциал сортов не раскрыт еще даже близко, все еще впереди, и над этим предстоит еще работать, работать и работать. Впрочем, сам винодел явно не считает, будто достиг вершин, и настроен на многолетнюю дальнейшую "доводку". С его точки зрения, на современном рынке именно автохтоны имеют шанс занять наиболее выгодную коммерческую нишу, - в силу своей стилистической непохожести и неповторимости. Буду следить за его дальнейшими успехами и держать за него кулаки.

Может показаться, будто на выставке я интересовался исключительно российскими винами, "забив" на всю мировую сокровищницу виноделия. Это не так, - по стендам зарубежных производителей я прошелся со всей надлежащей тщательностью. Просто в России сейчас - эпоха бури и натиска, и каждый день новости, - а у зарубежных коллег все давно устоялось и выглядит более или менее привычным. Впрочем, есть и восхитительные исключения.

Porto Reccua Vinhos

На объединенном стенде Ассоциации фермеров Португалии мое внимание привлекла компания Porto Reccua Vinhos, - причем привлекла сразу двумя яркими вещами. Во-первых - розовыми портвейнами. Нет-нет, вы не ослышались, - розовыми портвейнами.

Тут надо отметить, что и белых-то портвейнов в Португалии делают примерно 2% или 3% от всего выпускаемого объема, - не то, что у нас, - а уж о розовых я до этого дня даже и не слышал, не говоря уж о том, чтобы попробовать. Чрезвычайно любопытный жанр, доложу я вам.

Розовые портвейны и портвейн из мускателя

Вторым открытием от того же производителя для меня стало вино, полностью приготовленное по классической технологии производства портвейнов, - но сделанное при этом из мускателя, - со всем его характерно-сортовым вкусом и ароматом. Искренне надеюсь, что компании удалось найти на выставке российского импортера, и вскорости мы увидим их продукцию на наших полках.

Дмитрий Федотов ведет дегустацию

Интереснейшим мероприятием, которое никак невозможно было пропустить, явилась сравнительная дегустация каберне из России, которую проводил Дмитрий Федотов. На ней было представлено десять образцов от разных производителей. Ну, - как десять? Изначально десять. Незадолго до начала мероприятия Дмитрию предложили включить в сет еще один образец от Бюрнье, - а ближе к концу я не вытерпел, сбегал на расположенный в двух шагаз стенд "Инкермана" и попросил у них бутылочку столь впечатлившего меня накануне "Специального резерва", - так что всего образцов получилось двенадцать. Среди них намеренно затесался один купажный, - то самое Раевское "Ренессанс" 2012 г., что было признано лучшим российским красным сухим вином по версии Кубка СВВР-2015.

Вот они какие, - каберне из России

Дмитрий совершенно восхитительно составил сет, собрав вина разной стилистики из разных регионов, - и все они были чем дальше, тем достойнее. В конце мероприятия в ходе опроса, какое из вин понравилось больше всего, - мнения разделились почти поровну. Половину голосов получило Раевское "Ренессанс" 2012 г., - что не считается, ибо купажное и вне конкурса, - а половину - каберне 2012 г. от Усадьбы "Дивноморское". Чуда, на которое я втайне надеялся, не произошло, - "Специальный резерв" от "Инкермана" хоть и показал себя более чем достойно, заняв место в верхней половине списка, - но до "Дивноморского" пока что не дотягивает. Ребятам есть, над чем работать и куда двигаться, - но я в них искренне верю. После того переворота, который они уже совершили, - они наверняка справятся и со всем остальным.

Я уже собирался уходить, когда столкнулся на встречных курсах с Михаилом Штырлиным, владельцем компании "Легенда Крыма", который пригласил меня заглянуть на их стенд "кое-что попробовать". Продукцию "Легенды Крыма" я время от времени пробовал, и пребывал от нее совершенно не в восторге, - о чем Михаилу честно и сообщил. Он махнул рукой, - дескать, забудь об этой ерунде, - и предложил-таки заглянуть. Я заглянул.

Этих вин пока еще нет. Просто нет. Официально.

И попробовал образцы, которых в рознице пока еще нет, и вообще нет как массового производства, - экспериментальные вина, произведенные лабораторно в режиме микровиноделия, в объеме считанных литров. На этих бутылках, в большинстве случаев, не было даже этикеток, - только бирки с названиями или наклейки с номером партии.

Что сказать об этих образцах, которые Михаил считает будущим компании "Легенда Крыма"? К тому моменту я уже успел попробовать ряд более сладких и более крепких образцов; вкусовые ощущения для оценки сухих были уже безнадежно сбиты, - так что описывать и, тем более, оценивать "по Паркеру" эти вина я даже и не пытался. Они были восхитительны, и я просто получал от них удовольствие, не пытаясь алгеброй гармонию поверить. Если у компании "Легенда Крыма" такое будущее, - то оно, черт побери! - мне нравится.Если они сумеют через год выставить это на магазинные полки в сколько-нибудь промышленных масштабах, - я сниму перед ними шляпу.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: