Новое о «Новом Свете»


Мы уже писали об этом знаменитом на весь мир винодельческом предприятии еще на заре существования «Гроздей», но с того момента прошло уже шесть лет. Что изменилось с тех пор? Как на работе шампанского дома сказались политические и экономические потрясения последнего времени? Получить ответы из первых рук было совершенно необходимо, и я отправился туда. 

Необходимо отметить, что в поездки по винодельческим местам Крыма я, если только позволяют обстоятельства, выбираюсь ежегодно в течение вот уже двадцати лет. И «Новый Свет», за редчайшими исключениями, посещаю ежегодно, - так что изменения и нововведения, накопившиеся с момента публикации предыдущей статьи я наблюдал, что называется, в реальном времени.

Первым существнным новшеством по сравнению с концом девяностых и началом нулевых годов стало серьезное изменение ценовой политики. Если раньше великолепное классическое шампанское можно было купить приблизительно за 20 гривен (что-то около ста российских рублей, плюс-минус колебания курса), и даже упоминавшееся уже нами «экспортное» полусухое 1994 г. с черной немецкой этикеткой продавалось в заводском магазине за 26 Гр., то уже к 2010 г. цены заметно возросли и продолжали корректироваться вплоть до нынешнего момента. И хотя продукция завода остается заметно дешевле по сравнению с классическими сериями от «Абрау-Дюрсо», не говоря уже о французских шампанских, — безусловно, в первый момент чисто потребительское разочарование, испытанное мною, было весьма сильным. За долгое время я уже успел привыкнуть, что есть такое волшебное место, где напиток богов можно получить практически даром, - и лишиться этой возможности было довольно обидно.

Вторым существенным моментом стало устаканивание ассортимента, сведенного в две основные продуктовые линейки. Довольно интенсивные эксперименты девяностых и начала нулевых годов принесли свои плоды, - в частности, чрезвычайно удачным получился моносортовой красный брют каберне. Каких-то глобальных изменений с тех пор не было (хотя не обошлось и без исключений, но о них позже).

Абсолютно вся продукция завода производится классическим бутылочным способом, но, как уже было сказано, она была подразделена на две линейки, - более дешевое «Новосветское» со сроком выдержки 1 год  (в принятой на заводе терминологии, «игристое»), - и более дорогое «Новый Свет» с выдержкой 3 года (по заводской терминологии - «шампанское»). Разнообразные вина обеих линеек я пробовал неоднократно, и, по итогам, предпочитаю поупать, все же, трехлетнюю классику. Она богаче, глубже и интереснее по вкусу и аромату; к тому же, после годичной выдержки еще остается заметный дрожжевой оттенок, который сами шампанисты, как правило, деликатно называют «сдобой» или «хлебушком». Впрочем, из любого игристого, изготовленного по ускоренной акратофорной технологии, - по крайней мере, из тех, что мне доводилось пробовать, - те же дрожжи лезут и в нос, и на язык с куда как более нездешней силой. И даже относительно недорогая годичная классика, безусловно, предпочтительнее по сравнению с акратофором; неискушенный же потребитель разницы между «Новосветским» и «Новым Светом», скорее всего, и вовсе не заметит.


Памятник Голицыну

Образцы продукции завода — фото 2013 года

Последовавщие затем нововведения коснулись самого предприятия. Его територия приняла намного более приятный вид, а у проходной появился памятник основателю завода князю Льву Сергеевичу Голицыну. Заново заложена ранее утраченная коллекция вин. А главное — если в 90-х дегустации проходили в единственном небольшом зале в здании музея, то со временем  дегустационных залов стало несколько, включая отреставрированный подземный кабинет князя Голицына в винном подвале. Изменились и сами дегустации, - если раньше посетителям предлагалось просто «познакомиться с продукцией завода», то сейчас приходится выбирать из нескольких разных тематических дегустационных программ. И их сеты составлены так, что удовлетвориться единственной очень сложно; любитель вина нет-нет, да и посетит поочередно две, а то и три из них.

С дегустациями, кстати, был связан один забавный момент. В позапрошлом году на одной из них я пробовал новинку — полусухое шампанское «Коронационное», богатый вкус которого с карамельным оттенком показался мне очень знакомым. Я поделился своим подозрением с ведущей и она несколько удивленно подтвердила, что да, - «Коронационное» является новой инкарнацией того самого вина, кторое сделали на экспорт для поставок в Германию, и остатки которого в свое время продавались с черной эткеткой на немецком языке по 26 гривен (кстати, в статье по ссылке допущена небольшая неточность, - в то время на бутылках указывался не год урожая, а год тиража, - так что со времени, когда был убран соответствующий виноград, к моменту описываемой дегустации прошло как раз ровно двадцать лет).  Такая выдержка пошла вину на пользу, оно сильно обогатилось, оставшись, при этом, весьма узнаваемым. Стоит оно уже, конечно, совсем не 26 гривен, - в прошлом году его цена в заводском магазине составляла 4500 руб., в этом слегка поднялась до 5 с небольшим тысяч. Однако при текущих валютных курсах это очень и очень неплохо, - вряд ли где-нибудь еще в мире есть возможность купить бутылку великолепного классического шампанского двадцатилетней выдержки меньше, чем за $100. Несколько странным, правда, выглядит оформление бутылки в «бахато-новорусском» стиле — с красным плюшем и лепной глиняной этикеткой, - но качеств самого вина оно совершенно не ухудшает. 


Шампанское "Коронационное"

Так выглядела ситуация на заводе к прошлому году, с начала которого произошло немало событий. Крым воссоединился с Россией, что радикально перелопатило хозяйственные связи и привело к необходимости адаптировать предприятие к российскому законодательству. Само по себе российское законодательство тоже резко изменилось с принятием декабрьских поправок к ФЗ-171. Генеральный директор завода Янина Павленко перешла на «Массандру», и ее место занял Алексей Пугачев, - в общем, изменений было множество. Чтобы в них разобраться я посетил завод, чтобы получить информацию из первых рук. На мелких деталях останавливаться не буду, а расскажу лишь о самом главном.

Во-первых, по словам Алексея Пугачева, предприятие полностью прошло перерегистрацию, получило все необходимые лицензии, оборудовало линию розлива в соответствии с российскими требованиями и работает в нормальном режиме, - это, согласитесь, главное.

Во-вторых, сырье для производства шампанского, как и раньше, закупается на территории Крыма, так что тут тоже нет никаких новшеств. Правда, раньше в отдельные годы некоторые объемы приобретались и на материковой части Украины, - в основном, в Одесской области, - сейчас такие варианты отпали, но это вряд ли сильно осложнит работу завода.


В кабинете у Алексея Петровича Пугачева, генерального директора завода

В-третьих, после того, как в июле этого года «Новому Свету» было передано имущество двух разорившихся предприятий «Крым-Вино» и «Плодовое-Агропродукт», завод получил возможность впервые в своей истории обзавестись собственными виноградниками. Речь идет о 1400 ГА земель сельскохозяйственного назначения в окрестностях села Плодовое Бахчисарайского района. Около 300 ГА из них уже заняты виноградниками, - состояние которых, правда, еще подлежит выяснению, - и даже в самом оптимистичном случае урожай оттуда раньше следующего года собрать не получится. На остальных же 1100 ГА виноградники придется закладывать с нуля. Вряд ли это будет очень уж быстрым делом, тем более, что, помимо имущества двух предприятий-банкротов, «Новому Свету» достались и их долги. Однако, в соответствии с ныне действующим порядком, 80% затрат по посадке винограда заводу должны быть возмещены из бюджета, что сильно облегчает задачу. 

Если эти планы удастся реализовать, то через несколько лет предприятие может стать одним из крупнейших производителей в России. 1400 ГА это очень много; виноградники всей огромной «Массандры», самой большой по данному показателю в России, занимают около 4 тыс. ГА. Возможность же при закладке выбирать сорта и клоны, именно в здешнем климате и на местных почвах лучше всего подходящие для производства конкретно шампанского, может поднять качество еще выше. 

Что касается продукции, то теперь, в соответствии с российским законодательством, на бутылках указывается не год тиража, а год урожая, - потребителям следует принять это во внимание. От линейки «Новосветское» решено отказаться, - теперь все вино завода будет выпускаться под единым брендом «Новый Свет». Только вино с годичной выдержкой будет обозначаться как «Выдержанное», а с трехлетней — как «Коллекционное». 

В этом месте я позволил себе высказать некоторый скепсис. Потребитель, имевший дело с тихими винами, совершенно не привык к тому, чтобы словом «Выдержанное» обозначалась нижняя линейка, - поэтому при нынешнем дефиците информации возможны и разочарования.  Приобретет любитель шампанского такое вот «Выдержанное», не зная, что оно однолетнее, попробует, - да и сделает нелестный вывод об общем качестве продукции завода.


Татьяна Павлова, начальник отдела маркетинга

Людмила Задорожная, главный шампанист предприятия

Тут Алексей Петрович предложил проверить мой тезис на практике и посмотреть, сумею ли я сам вслепую отличить вино годичной выдержки от трехлетнего. Нам принесли по паре образцов, и мы попробовали. Идентифицировать, who is who, мне, конечно, удалось, - но должен отметить, что это было не совсем просто. Даже если образцы и были подобраны специально, - «выдержанный» брют все равно оказался выше всяких похвал, да и пресловутые дрожжевые нотки, так раздражающие меня в шампанском, в нем пракически отсутствовали.

Потом меня пригласили на небольшую дегустацию в обществе главного шампаниста завода Людмилы Задорожной и начальника отдела маркетинга Татьяны Павловой. Дегустационных записей я не вел, - рабочий день на предприятии уже заканчивался, и мне не хотелось задерживать людей, - так что мы просто пробовали вина в наполовину развлекательном формате, с продолжением игры в «угадайку». Не могу назвать себя великим специалистом в шампанских, - но, скажем, опознать моносортовое пино-фран по характерным ягодным нотам мне, все-таки, удалось, - хотя, к моему позору, кюве я идентифицировал как брют. В целом у меня создалось впечатление, что, даже если дегустационные образцы были специально отобраны для «дорогого гостя», - качество продукции завода за последние годы заметно выросло.

Под занавес мне хотелось бы поблагодарить первого заметителя генерального директора завода Светлану Никоненко за организацию моего визита и совершенно волшебное гостеприимство. Надеюсь, что в ледующем году я вернусь туда снова.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: