Что нам Таможенный союз?


История с принятием Технического регламента на винодельческую продукцию затянулась. Рассмотрение подготовленного законопроекта, изначально назначенное Государственной думой на 7 сентября, многократно переносилось, а теперь может и вовсе не состояться. Причина – необходимость формирования Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

20 октября Председателю Государственной Думы Борису Грызлову было направлено письмо за подписью первого заместителя Председателя Правительства России Игоря Шувалова о прекращении работы над проектами национальных технических регламентов, находящихся на рассмотрении комитетов Госдумы и подключению профильных экспертов к работе по разработке, обсуждению и принятию техрегламентов Таможенного союза.

Формирование Единого экономического пространства предусматривает переход на единую систему технического регулирования всех стран Таможенного союза, а полномочия по принятию технических регламентов должны быть переданы Комиссии Таможенного союза. Срок принятия технических регламентов Таможенного союза определен до 1 января 2012 года. С момента вступления в силу соответствующих актов Таможенного союза национальные техрегламенты прекратят свое действие.

Хотя официального постановления Правительства РФ по этому поводу пока нет, в Росалкогольрегулировании подтвердили, что в настоящее время готовятся изменения в программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. №1421-р.

Ключевые эксперты сходятся во мнении, что если такое решение будет принято, то разработку техрегламента на вино фактически придется начинать с нуля и главной задачей будет поиск компромисса между существующими в каждой из трех стран системами законодательного регулирования производства и оборота вина, виноматериалов и другой алкогольной продукции.

По словам главы Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Госдумы Михаила Блинова, проект будет делать Россия, но это не значит, что она получит некий приоритет. «Какой в этом проекте будет удельный вес Казахстана, Беларуси и России – это большой вопрос внутренних согласительных процедур. У кого будет больше удельный вес – зависит от компромиссов. Я думаю, что разработки В. Звагельского и А. Починка частично будут использованы, но не могу точно сказать, что возьмут за основу. Сложно прогнозировать, что получится в итоге, каким будет окончательный подход к вину – европейский или тот, который был в России все это время».

Эксперты опасаются, что решить главные проблемы российского виноделия и виноторговли в рамках Таможенного союза будет проблематично. «Ни в Беларуси нет виноградников, ни в Казахстане нет культуры виноделия. Поэтому у этих стран могут быть интересы, связанные с увеличением импорта более дешевых виноматериалов. А для России важно производить свое вино и вести контроль качества над виноматериалами», - отметил сенатор Александр Починок.

Тем, что изменения в порядке принятия техрегламентов могут отразиться на качестве этих нормативных актов, обеспокоен и депутат Госдумы, разработчик проектов техрегламентов на винодельческую и алкогольную продукцию Виктор Звагельский: «Мы потеряем время и, скорее всего, техрегламенты вернутся не в том виде, в котором должны. Они будут приведены в соответствие с нормами Таможенного союза, а нормы Таможенного союза во многом не совпадают с теми нормами, которые мы хотим видеть для производителей вина. Даже если мы постараемся их потом доработать, на это уйдет минимум год–два. Главное, что мы не знаем, в каком виде выйдет новый технический регламент, что там останется из того, что мы так долго согласовывали с производителями, импортерами, Росалкогольрегулированием».

Более оптимистичная позиция у президента Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) Леонида Поповича. Он уверен, что поскольку в Беларуси и Казахстане вино не производится, эти страны будут прислушиваться к мнению российской стороны. «Мы же являемся специалистами в этой межгосударственной отрасли. У нас есть прекрасные виноградники, много винодельческих предприятий. А что может нам сказать кто-нибудь из Казахстана, кто вином не занимается? Что у нас не такое вино? Нет. Везде здравые люди. Если мы им представим на рассмотрение серьезные нормальные вещи, то возражения, если и будут, то только технические», - считает Л. Попович.

Если все же процесс пойдет по неблагоприятному для российских виноделов пути и Техрегламент Таможенного союза примет существующие ныне стандарты, законодательно не разделяющие вино и напитки, внешне похожие на вино, основным механизмом защиты добросовестного производителя вина в России может стать саморегулируемая организация виноделов, созданная не так давно в Краснодарском крае. Именно саморегулируемая организация имеет возможность устанавливать стандарты качества продукции своих членов и гарантировать их соблюдение.

Времени на подготовку документа мало, специализированная экспертная комиссия в Таможенном союзе уже создана, но говорить о том, что разработка документа будет вестись за закрытыми дверями, нельзя. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», ни один субъект рынка не ограничен в праве на внесение предложений и поправок в проект технического регламента. Необходимо выбрать подходящую площадку для обсуждения и отработать процедуры внесения предложений. «Я думаю, что вполне может быть использована в качестве площадки Торгово-промышленная палата, - считает Михаил Блинов. – Тем более что у Торгово-промышленной палаты есть статус взаимодействия на уровне международных межправительственных связей».

Готов к сотрудничеству с белорусскими и казахстанскими коллегами и Союз виноградарей и виноделов России. «Мы свяжемся с такими же союзами и организациями Беларуси и Казахстана и предложим этому новому органу наш совместный регламент, который отражает наши общие интересы, – пообещал президент СВВР Леонид Попович. – Никто не запрещает нам это делать. Единственный недостаток – процесс принятия Технического регламента может занять больше времени, но с другой стороны мы получим возможность выходить на рынки двух больших стран – Беларуси и Казахстана. Ни там, ни там виноград практически не растет, и виноградного вина производят мало. Возможно, создание общего технического регулирования приведет к тому, что рынки этих стран окажутся более открытыми для российского вина».

Илона Соколова

Обсудить: | Поделиться: