Итоги авторской дегустации Александра Милицкого «Дуб против стекла»


Чем отличаются вина длительной бочковой и бутылочной выдержки (по классификации, доставшейся нам в наследство от СССР, соответственно, - марочные и коллекционные)? Принято считать, что коллекционные обладают более тонким и богатым вкусом и ароматом, - но так ли это? И даже если да, - то оправдывает ли эта разница существенное (иногда до нескольких раз) различие в цене?

Строго говоря, корректный ответ на этот вопрос удавалось получить немногим, - ведь для этого потребовалось бы сравнить между собой два образца одного и того же вина, - одного и того же сорта, производителя и винтажа, - но один из них должен был покинуть дубовый бут совсем недавно, а другой — успеть предварительно пролежать в бутылке не менее пяти лет. А подобрать такие образцы очень и очень непросто. Ведь практически все нормальные виноделы, доведя свой продукт до готовности, бутилируют его полностью. Какая-то часть тиража отправляется в торговые сети; какая-то может быть заложена в подвалы для длительного хранения, - но подобрать требуемые пары при этом не остается решительно никакой возможности.

К счастью, так поступают не все. Ряд крымских производителей имеет привычку бутилировать вино не все сразу, а несколькими тиражами, между которыми порой проходит несколько лет. И та часть розлитой партии, что была заложена в подвалы, успевает пройти необходимую бутылочную выдержку и перейти в разряд коллекционного к тому моменту, когда очередная партия марочного вина того же винтажа только-только попадет в бутылки.

В одной из этих бутылок вино провело намного больше времени

На слепой сравнительной дегустации, состоявшейся 2 октября 2014 г. в московском клубе «Авиатор», были представлены четыре пары образцов продукции крымского завода «Коктебель» из личной коллекции Александра Милицкого. В каждой паре один образец являлся марочным, недавно бутилированным из дубовой бочки, а второй — коллекционным, прошедшим бутылочную выдержку в течение не менее пяти лет. Необходимо отметить, что подобная дегустация, насколько нам известно, не имеет аналогов, причем не только в России.

Александр Милицкий рассказывает о марочных и коллекционных

Вели дегустацию Александр Милицкий и Денис Руденко. Упаковку бутылок в рубашки осуществлял один из ведущих, а последующий розлив по бокалам — второй, - так что ни один из них не знал в каком бокале какой из образцов находится. По рекомендации ведущих участники повязали на ножку одного из бокалов салфетку, чтобы не спутать образцы в ходе дегустации. Дегустация велась «с двух рук», - у каждого участника одновременно было два бокала с обоими образцами пары.

Два образца одной пары. Внешне - почти одинаково

Дегустационный сет:

1-2.

Каберне красное сухое 1991 марочное, Коктебель, Крым
Каберне красное сухое 1991 коллекционное, Коктебель, Крым

3-4.

Мадера «Коктебель» 1999 марочное, Коктебель, Крым
Мадера «Коктебель» 1999 коллекционное, Коктебель, Крым

5-6.

Портвейн белый «Коктебель» 1991 марочное, Коктебель, Крым
Портвейн белый «Коктебель» 1991 коллекционное, Коктебель, Крым

7-8.

Портвейн красный «Коктебель» 1999 марочное, Коктебель, Крым
Портвейн красный «Коктебель» 1999 коллекционное, Коктебель, Крым

Приведенные ниже дегустационные описания, а также оценки были выполнены вслепую Денисом Руденко. Оценки по 20-балльной системе Робинсон приведены в калибровке Дениса Руденко; по системе Паркера — редуцированы к общепринятой шкале. Для удобства восприятия описания в каждой паре идет сначала марочный образец, а потом коллекционный (в ходе дегустации порядок подачи определялся случайным образом).

Денис Руденко обсуждает особенности образцов

Каберне красное сухое 1991 марочное, Коктебель, Крым
Цвет полный, гранатовый. В аромате много кожи, замши, красного яблока, сухофруктов. Несколько водянисто, суховато, плосковато. Тон сырого картофеля, битума, асфальта, смол. Старовато, с утраченной структурой, тем не менее живо. 13.5/20 (72/100).

Каберне красное сухое 1991 коллекционное, Коктебель, Крым

Цвет интенсивный, рубиновый. Аромат чистый, с тонами вишни, корня солодки, замши, нотами сырой земли, зеленой коры кустарников, кожи. Интенсивный. Во вкусе более ягодно, вишня, брусника, кизил. Танины умеренно плотные, суховатые. Живо, но не слишком долго в аромате. 15/20 (82/100).

Мадера «Коктебель» 1999 марочное, Коктебель, Крым

Цвет темно-янтарный, насыщенный. Изюм, абрикос, миндаль, ореховые тона, очень мягко и округло, сладкие пряности, корица, кардамон. Кислотность мягкая, несколько сниженная, сладость более ощутима. Послевкусие с сухофруктами, довольно долгое. 15.5/20 (85/100).

Мадера «Коктебель» 1999 коллекционное, Коктебель, Крым

Цвет насыщенный, светло-янтарный. Аромат лесных и грецких орехов, пряные оттенки, миндаль, эфирные тона, чуть острый, пикантный, дразнящий аромат. Во вкусе карамель, орехи, жженый сахар. Тело достаточно легкое, хорошая, свежая кислотность. Очень симпатично. 16/20 (89/100).

Портвейн белый «Коктебель» 1991 марочное, Коктебель, Крым

Цвет красно-янтарный, насыщенный. Изюм и курага солируют, варенье из абрикосов, сушеные яблоки, легкая горчинка яблочной косточки, легкие грибные оттенки. Вкус полный, сладкий, тело шелковистое, округлое, послевкусие долгое, сухофруктное. 16/20 (89/100).

Портвейн белый «Коктебель» 1991 коллекционное, Коктебель, Крым

Цвет янтарный, с легким оливковым оттенком. Красная рябина, облепиха, горьковатые тона, жженый сахар, карамель, миндаль, гудронные тона. Довольно строгий, сфокусированный аромат. Не слишком сладко, хорошая кислотность, выраженная горчинка. Красиво, строго. 16.5/20 (91/100).

Портвейн красный «Коктебель» 1999 марочное, Коктебель, Крым

Чернослив, курага, замша, белый перец, варенье из сливы и вишни, карамельные тона. Тело округлое, танины мягкие, шелковистые, кислотность чуть более низкая. Послевкусие сухофруктное, с изюмом, продолжительное. Приятная горчинка в послевкусии. Отличный «тони». 16/20 (89/100).

Портвейн красный «Коктебель» 1999 коллекционное, Коктебель, Крым

Черноплодная рябина, дуб, эфирные тона в аромате, бальзамические ноты, белый перец. Вкус чуть алкогольный, танины выраженные. Достаточно сложный, развитый аромат, напоминающий классические портвейны с долгой выдержкой в стекле, лакрица, трюфель, кожа. Очень хорошо. 17/20 (93/100).

Коктебельские мадеры

По итогам дегустации необходимо отметить следующие моменты:

Во-первых, все без исключения участники дегустации без труда определили, в каком из бокалов находится марочный образец, а в каком — коллекционный. Марочные образцы ощущались как более яркие, понятные, питкие; коллекционные — как, возможно, несколько более приглушенные, но при этом и более богатые, гармоничные и насыщенные. Как выразился один из участников дегустации, «Угощать девушек лучше марочным; неторопливо беседовать у камина со старым другом — под коллекционное».

Во-вторых, во всех без исключения парах более высокую оценку, с разницей от 2-х до 4-х и даже в одном случае до 10-ти баллов по шкале Паркера, получили коллекционные образцы. Стоит ли такая разница того, чтобы платить дополнительные деньги за более дорогое вино длительной бутылочной выдержки, - вопрос, разумеется, личного выбора. Однако хочется надеяться, что наши результаты окажутся интересными и полезными как для любителей вина, так и для виноделов и других участников рынка.

Фото Андрея Тихмянова

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: