Премиумизация откладывается. Чили под прессом мирового кризиса


Чилийский экспорт пока не так сильно страдает в объемных показателях, как винный экспорт Аргентины, к примеру. Однако мировой рынок постепенно сдвигается в сегмент более дешевых вин, замораживая планы чилийских виноделов по переходу в более престижный премиум класс.

Помню, с каким энтузиазмом рассказывали виноделы этой латиноамериканской страны о своих планах окончательно изменить представление потребителей о Чили как о стране простого дешевого вина. Воодушевленные активными инвестициями «тучных» лет, они рассказывали, что средняя цена бутылки их вина должна вырасти на 30-50%, потому что «время пришло и все уже увидели, что наши вина имеют свой высокий стиль, свое лицо и исключительное качество».

Но жизнь, как это всегда и бывает, заложила очередной крутой вираж, снова показав справедливость российской поговорки: «хочешь рассмешить Господа — расскажи ему о своих планах на завтра».

Сильная национальная валюта и общий мировой кризис привели к резкому падению доходов виноделов Чили. Несмотря на то что иностранцы пьют чилийского вина больше чем когда-либо, производители сегодня не так оптимистичны.

С одной стороны, поставки вина на внешний рынок выросли в прошлом году на 17,6% и составили 696 миллионов литров, согласно данным торгово-промышленной группы «Вина Чили», но это самый низкий процент за последние несколько лет. Правда, он может считаться «звездным успехом» по сравнению с обвальным падением объемов реализации вин Калифорнии, составившим около 4 миллионов кейсов вина.

Однако основной проблемой является то, что ощутившие финансовое давление потребители массово сместились в сегмент более дешевых вин, слабых урожаев и бюджетных производителей, поставив под угрозу планы чилийских виноделов на переход в более высокий класс. Несмотря на увеличение объема, в 2009 году экспортные продажи Чили сохранились на уровне 1,4 млрд. долларов, причем виноделам пришлось вернуться к практике продаж вина наливом с большими скидками, включившись в конкурентную борьбу с производителями Аргентины, Австралии и Южной Африки за долю в обороте дешевого вина.

Усиление песо по отношению к основным мировым валютам сделало чилийское вино значительно менее конкурентоспособным, чем ранее. Это можно заметить в частности и по российской полке — если еще два года назад «хорошее вино на каждый день» из Чили стоило 200-250 рублей, то на сегодняшний день хорошие вина «повседневного» уровня оцениваются уже в 450-500 рублей. Импортеры стали активно отказываться от вин старших линеек, закупая лишь самые простые, базовые. Так, для США средняя цена проданного ящика чилийского вина понизилась в среднем на 8.4%. В итоге многие винодельни оказались в достаточно сложном финансовом положении — несколько винодельческих производств в 2009 году сменило хозяев, чтобы выжить, а некоторые были вынуждены пройти процедуру банкротства.

Даже крупнейшие производители, такие как Конча и Торо (Concha Y Toro), ощутили на себе тяжесть перемен. Если в период до 2002-2003 года оборот компании рос в среднем на 10% в год, то в прошедшем году компания едва смогла удержать имеющийся уровень.

Чили в настоящее время является пятым по величине экспортером вина, вслед за Францией, Италией, Испанией и Австралией. Около 250 чилийских винодельческих предприятий экспортируют свои вина. Внутреннее потребление вина весьма невелико, большая часть производимого вина идет на экспорт. И в настоящее время это не самое лучшее вино из того, что могла бы предложить миру эта страна.

В прошедшие годы активного роста по всей стране были заложены сотни гектар виноградников, выстроены современные, оборудованные по последнему слову винодельческой науки винодельни, привлечены к сотрудничеству десятки ведущих виноделов со всего мира. По французскому образцу была разработана и принята система контроля за производством вин географического наименования.

В итоге местные виноделы все как один рассчитывали вырваться из рамок «10-15 долларов за бутылку вина», доведя цены до более справедливого, на их взгляд, уровня в «40-50 долларов». Однако на сегодня нет никаких признаков того, что этим планам суждено реализоваться в краткосрочной перспективе — курс национальной валюты по-прежнему высок, мировой спрос на премиальное вино падает и чилийское виноделие замерло в ожидании знака разворота. Будет ли он?

Денис Руденко

Обсудить: | Поделиться: