Библия российского виноделия


На прошлой неделе, 31 марта, случилось знаковое событие — состоялась презентация книги Артура Саркисяна «Российские вина. Авторский гид-2015». Мне кажется, даже многочисленные участники этого мероприятия, в массе своей, так и не поняли, что произошло. А произошла революция.

Сперва о самой книге, ее достоинствах и недостатках. Театр начинается с вешалки, - начнем с того, что ее приятно взять в руки. И рисунок на обложке — нарядная и, в то же время, строгая бутылка «во фраке», - и приятная на ощупь «дутость» корочек, и великолепное полиграфическое исполнение с прекрасной версткой и восхитительными иллюстрациями, - все это завораживает, Да, - главное, разумеется, содержание, - но встречают-то по одежке. Вдобавок, для любой справочной литературы очень важно то, что в компьютерных технологиях называют словом usability. Информация должна быть наглядной, понятной и легко находимой, - и в данном случае все эти требования прекрасно выполняются. Но перейдем к содержанию.

Основная часть книги разбита на главы по географическому принципу. В начале каждой главы идет общее описание терруара; затем — краткая, но информативная справка по каждой из расположенных там лучших виноделен. Эти справки, надо сказать, весьма полезны, - я неоднократно сталкивался с тем, что даже люди, хорошо и глубоко знающие отрасль, не владеют информацией о тех или иных производителях и оперируют разнообразными городскими легендами. Да и сам я, что греха таить, при всем моем довольно неплохом многолетнем знании винного Крыма, - вынес из соответствующего раздела немало нового для себя и крайне полезного.

Тут, разумеется, возникает закономерный вопрос, - что значит «лучшие винодельни», чем именно они «лучшие», а также кто и по какому принципу их отбирал. Ответ прост и логичен: лучшими винодельнями, заслужившими включения в «Гид», признаны производители лучших российских вин, произведенных из собственного винограда. А лучшие вина, в свою очередь, отобраны по результатам дегустаций, проведеных автором в два тура: сначала отборочный, непосредственно на винодельне, а затем контрольный, - по образцу, купленному автором в розницу.

Собственно в «Гид» включены вина, получившие оценку 80/100 и выше. Для диапазона 80 — 85 приведены краткие описания (по три на страницу); каждому из вин от 86/100 отведена отдельная страница. При этом, помимо собственно описания, дегустационной оценки и фотографии бутылки, приведено немало другой полезной информации: сортовой состав и крепость, плотность посадки лоз на винограднике и их возраст, продолжительность и особенности выдержки, тираж, рекомендуемая температура употребления, благоприятные гастрономические сочетания, - а также общее авторское резюме и слегка эмоциональный, но весьма наглядный рейтинг.

Эту книгу приятно взять в руки

Всего в основной части представлено 29 винных хозяйств и 107 произведенных ими вин, из которых к диапазону 80 — 85 баллов относятся 72 образца, 86 и выше — 32 образца (из них 5 образцов — 90 и выше), - а 3 образца оставлены без оценки, поскольку автор имел отношение к их созданию и не хотел бы быть заподозренным в необъективности. Наивысшая оценка, полученная вином, вошедшим в «Гид», составляет 95/100. Любителю вина, заглянувшему в хороший магазин с этой книгой под мышкой, - есть где развернуться, - не говоря уже о менеджерах, отвечающих за ассортимент торговых сетей. Кстати, чтобы стоя у полки не пришлось судорожно листать всю книгу в поисках нужной страницы, имеется удобная сводная таблица с оценками.

Далее идут приложения, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить раздел, посвященный крепким винам. В него вошли 15 образцов, преимущественно из Крыма - «Массандра» (6 образцов), «Солнечная долина» (4 образца), «Шато Кот де Сен-Даниэль» (2 образца), - и 3 образца от «Кубань-Вино». Кроме того, подробно описаны три вина из республик бывшего СССР, - из Азербайджана, Армении и Украины, - с информацией о винодельнях-производителях. Слегка странный выбор стран (среди которых отсутствуют все из себя насквозь винодельческие Грузия и Молдавия) в данном случае был обусловлен участием автора в акции «Make wine not war», которую поддерживают многие виноделы и виноторговцы по разные стороны разнообразных границ.

Такой автограф дорогого стоит

Кроме того, в книге содержится информация о 27 гаражных винодельнях, системе качества российских вин, некоторых российских автохтонных сортах винограда, а также таблицы миллезимов 2012, 2013 и 2014 для регионов, попавших в «Гид». Наконец, в самом конце приведены адреса веб-сайтов виноделен, чья продукция была удостоена включения в «Гид», - дело совершенно нелишнее в ситуации, когда в ответ на большинство запросов, связанных с названиями алкогольных напитков, поисковые системы вываливают кучу ссылок на сайты виноторговых организаций, хорошо потратившихся на SEO-продвижение.

Необходимо также отметить, что, хотя декабрьские поправки к ФЗ-171 вступят в силу только с 1 июля текущего года, - в книге уже используется соответствующая терминология, - такая, как «вина защищенного географического наименования», «вина защищенного географического указания», «специальные ликерные вина» и т.п.. Это не только дальновидно, но и идеологически правильно, т.к. соответствует общемировым традициям, к которым российское виоделие сегодня, наконец, приходит.

Винодел Олег Репин

Внимательное знакомство с книгой, кстати, позволяет сделать одно забавное и ценное наблюдение. Кокур «Солнечной долины» 2012, получивший в «Гиде» оценку 82/100, незадолго до того, в октябре прошлого года, на конкурсе СВВР-2014 набрал 86.75/100. Причем столь значительную разницу трудно объяснить субъективизмом и вкусовщиной, поскольку Артур Саркисян являлся одним из восьми членов жюри этого конкурса, - а результаты его, как мы уже анализировали, - по-видимому, вполне объективны и соответствуют общепринятым мировым критериям. В чем же дело?

Мне думается, дело в том, что при составлении «Гида» для контрольной дегустации автор использовал образцы, самостоятельно приобретенные им в торговых сетях. А это уже наводит нас на серьезные размышления об условиях транспортировки и хранения вина и их влиянии на качество того конечного продукта, который встречает покупателя на магазинной полке.

В общем, резюмируя, должен сказать, что обладание этой книгой — совершенно необходимо для любого проживающего в России любителя вина и, уж тем более, для человека, так или иначе связанного с винной отраслью. Она совершенно великолепна как по форме, так и по содержанию.

Значит ли это, будто у нее отсутствуют недостатки? Отнюдь, - недостатков, на мой взгляд, у нее масса, - и, надеюсь, автор не обидится на конструктивную критику, которая, возможно, поможет сделать следующие издания лучше.

Елена Гулевич ("Кубань-Вино")

Во-первых, еще на этапе знакомства с оглавлением возникают вопросы к полноте представленного материала. Я, конечно же, понимаю, что долина Дона, Кубань и Крым с Севастополем — это «наше всё» российского виноделия. Однако возможно ли, чтобы ни на Нижней Волге, ни в долине Терека, ни еще в каком-либо из остальных винодельческих регионов вообще не было произведено ни одного образца вина с оценкой 80/100 или выше? Тут я вынужден изобразить Станиславского и, воздев руки к небу, громко возопить: «Не верю!». Понятно, что нельзя объять необъятное, - но ведь придется же рано или поздно.

Во-вторых, некая явно не вполне объективная избирательность пристствует и при отборе виноделен. Безусловно, «Гид» не случайно назван «авторским», и каждый имеет право на свою точку зрения, - но, скажем, полное отсутствие в нем каких-либо упоминаний о «Коктебеле», на мой взгляд, не может быть оправдано ничем. Да, - завод пережил непростые времена, прошел через процедуру банкротства и реорганизации, и после 2004 г. его продукция в Россию не поставлялась, - но автор совершил тур по винодельням Крыма и побывал везде, даже совсем по соседству, - в Солнечной долине. Да, - сухие далеко не всегда удавались этому предприятию, - но в магазине у проходной продается вполне замечательное (85-86/100) каберне 1994 г.. «Слишком старый винтаж»? «Неактуально»? Но его розлив в бутылки состоялся примерно тогда же, когда и прочих вин, вошедших в рейтинг, а до того оно ждало своего часа в дубовых бутах. А уж о замечательных мадерах, портвейнах и прочих специальных ликерных винах, в ряде случаев ощутимо опережающих продукцию остальных крымских производителей — и говорить нечего.

Стенды "Массандры", Esse и "Солнечной долины". На переднем плане - Елена Саяпина

В-третьих, удивляют, скажем так, ассортиментно-репертуарные особенности «Гида». И полное отсутствие игристых (о чем автор, надо отдать ему должное, честно предупредил еще в предисловии, пообещав, что в следующем издании с ними все будет хорошо, - но это ведь будет еще только через год). И вынесение крепких вин «за скобки», в довольно куцое отдельное приложение, без описаний и с оценкой по «школьной» пятибалльной системе.

Нет-нет, - я все понимаю. И что кому-то нравится мед, а кому-то — свиной хрящик. И что существует довольно ощутимая прослойка людей, которые ничего, кроме сухого, в качестве вина вообще не воспринимают. Но, тем не менее, ситуация, когда из Крыма, славящегося, в первую очередь, именно своими специальными ликерными винами, сухих в «Гид» попало больше, чем крепких, а среди последних присутствуют местами далеко не лучшие из представленных в продаже образцов, - выглядит несколько странно. В конце концов, книга называется «Российские вина», а не «Российские сухие вина». И в следующих изданиях специальные ликерные вина должны не ютиться в приложении, а стоять в одном ряду вместе со всеми остальными. Ну, - или составлять отдельную полноценную часть «Гида», - как, скажем, и игристые, - если автор предпочтет структурировать его не по географическому, а по жанровому принципу. Однако в любом случае у них должны быть полноценные описания и оценки по шкале Паркера. Ну, - и о полноте материала нельзя забывать; крепких вин с оценкой 80/100 и выше в одном только Крыму — десятки.

Сюда же, - к очень большим странностям репертуарно-ассортиментного свойства, - необходимо отнести полное отсутствие айсвайнов. Которые, в силу специфичности климата, необходимого для их производства, вообще очень мало где делают, кроме Германии, Австрии и Канады. И сам по себе факт их производства уже является сокрушительным успехом российского виноделия, - а уж если учесть высочайшее качество отдельных образцов от той же «Фанагории», - то иначе, как непозволительным упущением, эту «странность» назвать нельзя.

На стенде "Бюрнье"

Разумеется, реализация перечисленных замечаний — это из серии «проще сказать, чем сделать». И тут автору не позавидуешь, - похоже, работа над следующим выпуском «Гида» окажется на порядок более сложной и трудоемкой, чем над нынешним. Который, еще раз повторюсь, получился фундаментальным, основательным и, без преувеличения, эпохальным, - причем его значение, насколько я могу судить, очень сильно недооценивается даже профессиональными участниками рынка.

Что я имею в виду? Наш рынок, вступающий сегодня в фазу кристаллизации, уже обладает большинством необходимых компонентов, но еще напрочь лишен многих институтов, без которых зрелое его существование невозможно.

Например, у нас есть множество прекрасных дегустаторов, пишущих подробные и компетентные дегустационные заметки, - но нет национальной дегустационной базы, и человек, желающий узнать о том или ином образце представленного на полке вина, может долго и безуспешно шариться по ЖЖ Дениса Руденко или ломать глаза в Vivino, так и не найдя искомого. У нас есть великолепные винные критики, - но винная критика как институт, находится в самом зачаточном состоянии. У нас проводилось и проводится множество разнообразных выставок и конкурсов, - но, по гамбургскому счету, до кубка СВВР-2014 они оставались не более, чем местечковыми междусобойчиками, - пусть даже и общероссийского масштаба.У нас есть школы сомелье и всяческие профильные курсы, - но то, о чем там рассказывают, касается хорошо если десятой части всех вин, которые продаются в стране, - если считать в натуральном выражении. Есть многочисленые печатные и интернет-издания, - но все они принадлежат тем или иным производителям, импортерам и виноторговцам и являются игроками рынка, - в то время как рынку требуются, в первую очередь, системообразующие институты в лице действительно независимых и притом компетентных изданий. Издается множество прекрасно отпечатанных (в основном, переводных) книг, - но к актуальной повестке их содержание отношения практически не имеет. Такие винодельческие регионы, как Крым, Юг России, Грузия, Армения, Азербайджан и т.п., в лучшем случае, перечисляются там через запятую в одном абзаце ближе к концу в духе «А вот еще вино делают и в других странных местах, населенных людьми с песьими головами». И так далее.

Артур Саркисян и Павел Швец на церемонии награждения...

И в этой ситуации книга «Российские вина. Авторский гид-2015» является настоящим институциональным прорывом, структурирующим рынок. Она должна лечь на стол менеджеров по закупкам, - если они хотят хорошо делать свою работу. Ее будут брать с собой в магазины любители вина, чтобы ориентироваться в представленном на полке ассортименте. Ей будут руководствоваться организаторы дегустаций при комплектовании сетов и ресторанные сомелье при составлении винных карт. До сего момента подобной книги в России попросту не было.

Да, - нынешнее издание «Гида» является уже третьим по счету, и за прошедшие три года автор проделал титанический объем работы, - но предыдущие издания, увы, были интересны лишь узкому кругу специалистов. Слишком мало хозяйств в них было представлено, слишком мало вин «дотягивали до планки», - да и, что греха таить, не было еще тогда столь серьезного запроса со стороны рынка. Чтобы произошел сегодняшний прорыв, потребовалось совпадение множества факторов, - тут и возвращение Крыма с его огромным винодельческим кластером, и давно ожидавшийся рывок в качестве российских вин, выразившийся в триумфальных результатах прошлогоднего Кубка СВВР, и принятие декабрьских поправок к ФЗ-171, - перечислять можно долго.

Однако всем этим значение «Гида» как института еще не исчерпывается. Помимо собственно книги, - да, прекраснейшей, содержательной и востребованной, - существует еще и то, что называется backstage. Без этого «закулисья» представления об институциональном значении «Гида» были бы очень и очень неполными.

После официального представления книги и всех соответствующих выступлений, в огромном зале отеля Lotte Hotel Moscow на Новинском бульваре состоялась, пожалуй, самая масштабная и представительная дегустация из всех, на которых мне доводилось присутствовать. Винодельни, представленные в «Гиде», в течение нескольких часов знакомили гостей мероприятия со своей продукцией, - той самой, что была включена в каталог. Все лучшие вина России от всех лучших виноделен в одном месте, - это завораживало и поражало воображение.На многих стендах можно было увидеть непосредственно винодела или владельца хозяйства; среди гостей были представители виноторговых компаний, журналисты практически всех отраслевых изданий, сомелье, ведущие дегустационных клубов, - в общем, в неформальной обстановке, располагающей к свободному общению, там собралась практически вся винная Россия. И это было прекрасно.

...и после нее.

После, когда дегустационный марафон, наконец, завершился (а если кто-нибудь думает, что перепробовать столько — да еще таких! - образцов дело быстрое, то он сильно ошибается), - день приблизился к своему финалу. В соседнем зале состоялась церемония награждения, - создатели лучщих вин, включенных в «Гид», получали призы от его автора. Призы, вес и значение которых, на мой взгляд, куда выше какой-нибудь очередной медальки, привезенной с японской или британской выставки.

И все это мероприятие, уровень организации и проведения которого превзошел самые смелые ожидания, - само по себе является важным и значимым институтом столь стремительно выкристаллизовывающегося сейчас рынка. Очень хочется надеяться, что и в будущем году, и во все последующие все это повторится и войдет в традицию. Такие события, такие дегустации, такие площадки, такие награды - необходимы как воздух.

Характерно, что, как указано в выходных данных книги, тираж русской версии «Гида» составляет 3500 экземпляров, - довольно смешно для страны, занимающей 4-е место в мире по потреблению вина, из которого 30% приходится на российскую продукцию, произведенную из местного винограда. С другой стороны, по сравнению с прошлым изданием он увеличился почти втрое, - и это хороший знак. Надеюсь, допечатывать его придется еще не один и не два раза.

И, надеюсь, эта книга займет свое место на прилавках «Русской винотеки», «Вино и Ко», «Крымских вин» и других магазинов и сетей, в которых представлен соответствующий ассортимент. Она там совершенно необходима.

И - еще раз спасибо Артуру Саркисяну за то, что он сделал и продолжает делать.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: