Так, все-таки, - подорожает ли вино?


Всю прошлую неделю в прессе шла активная дискуссия на тему грядущего подорожания российского вина в наступившем году, - да и на этой неделе ее отголоски нет-нет, да и всплывали. Сейчас, когда страсти слегка поутихли, - давайте попробуем спокойно разобраться в этом вопросе.

Все началось с заявления главы Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича о том, что из-за колебания курсов валют рост цен на вино в 2016 г. составит 15 - 20%, - причем сильнее всего (на 20%) подорожают бутилированные импортные вина; на российские вина, произведенные из импортного сырья (т.н. "балка") рост цен составит 15 - 17%, а отечественные вина из собственного винограда поднимутся в цене на 10 - 15%.

Тема была активно подхвачена прессой, - в частности, телеканал "Россия-24" выпустил довольно информативный и взвешенный сюжет по этому поводу. Наконец, к полемике подключился Минсельхоз, который заявил, что оснований для резкого повышения цен на винодельческую продукцию не видит. Так чего же нам ожидать?

Разумеется, понятнее всего дела обстоят с импортным вином, - в случае снижения курса рубля оно будет дорожать, как это уже происходило в течение последнего по времени года с небольшим. Однако и тут есть некоторые вопросы. Снижение курса рубля относительно валютной корзины приостановилось; не исключено, что рубль уже нащупал точку равновесия, - а фундаментальных причин для его дальнейшего падения пока что не просматривается, - по крайней мере, если цена барреля не рухнет, а объективных оснований для этого, вроде, пока тоже немного: сланцевые компании банкротятся одна за другой, ситуация на Ближнем Востоке продолжает накаляться, а опасения, будто Иран завтра-послезавтра зальет рынок дешевой нефтью, пока что выглядят писаными на воде.  Обращает на себя внимание и осторожный термин, употребленный г-ном Поповичем, - в качестве причины подорожания он указал не рост доллара и евро (тогда его заявление выглядело бы как прогноз состояния не винного, а валютного рынка, - дескать, "в этом году курс рубля упадет на 15 - 20%), а немного непонятные "колебания". Следует ли это понимать так, будто если рубль будет укрепляться, то, по мнению г-на Поповича, импортные вина все равно подорожают на 20% за год?..

Тут, впрочем, понятна закономерность: если рубль упадет, - импортные вина подорожают.

Сравнительно понятно дела обстоят и с винами, производимыми в России из "балка" - импортного виноматериала, доставляемого сюда цистернами. Тут тоже сравнительно ясно, - если дорожает сырье, то дорожает и конечный продукт. Однако вопросы продолжают множиться. По данным "Гроздей.Ру", сегодня примерная стоимость одного литра приличного по качеству "балка" с доставкой в Россию составляет около $1 (низкосортный можно найти и заметно дешевле). Или, по текущему курсу, примерно 60 рублей из расчета на бутылку емкостью 0.75 л. На полке в "Ашане" дешевое вино из "балка" стоит, начиная приблизительно со 180 рублей за бутылку и дороже, - т.е. стоимость виноматериала в ее цене сейчас не превышает примерно 1/3. Остальное приходится на бутылку, этикетку и пробку, стоимость производственных операций, акциз, расходы на продвижение и логистику, норму рентабельности производителя и маржу виноторговца, - т.е., напервый взгляд, от курса рубля никак не зависит.

Что же у нас получается? Если имспортное вино, согласно прогнозу г-на Поповича, подорожает на 20%, - значит, на 20% упадет рубль, и "балк" тоже подорожает на 20%, - с ~60 до ~70 рублей. Эти 10 - 12 рублей добавляют, как мы видим, к стоимости даже самой дешевой бутылки, сделанной из "балка" порядка 5 - 7%, а к более дорогим - и того меньше. За счет чего этот продукт, в таком случае, должен подорожать почти столь же сильно, как и полностью импортный, не очень, в таком случае, понятно.

Правда, в своем заявлении г-н Попович отмечал, что предприятия нашей винодельческой отрасли импортируют отнюдь не только виноматериалы, - в страну ввозится винодельческое оборудование и комплектующие к нему, саженцы винограда и химикаты для обработки виноградников, дрожжевые культуры, пробка. Некоторые предприятия ухитряются импортировать даже бутылку, этикетку и мюзле, - как будто их невозможно закупить в России.

Однако приобретение оборудования и закладка новых виноградников относятся не к текущей операционной деятельности, а к инвестиционным программам, причем долгосрочным (с момента высадки лозы до дня, когда из выросшего на ней винограда можно будет сделать хоть какое-то вино, проходит не менее 4 - 5 лет). Те предприятия, которые в нынешних условиях будут вынуждены урезать или даже полностью свернуть свои инвестиционные программы, расходов по этим статьям не понесут; у тех же, кто будет наращивать мощности и дальше, это будет происходить за счет вполне традиционных в таких случаях источников - привлеченных инвестиций, банковских кредитов, государственных субсидий.

Все остальное же внесет в себестоимость конечного продукта достаточно копеечный вклад, - даже в том весьма странном случае, если виноделы, ранее печатавшие этикетку за границей, не перенесут свои заказы в Россию. А для полностью отечественного вина, произведенного из российского винограда, 20% подорожание пробки никак не может привести к с прогнозированному для него г-ном Поповичем росту цен на 10 - 15%. С точки зрения объективных предпосылок, дорожать оно будет ровно в соответствии с текущей общей инфляцией (куда курсы валют и зависящие от них цены на комплектующие тоже входят, - причем не только на запчасти к виноградным прессам, а и, например, на автомобили, которые перевозят не только вино, а и все остальное в стране).

Что же, в таком случае, может стоять за предсказанием главы Союза виноградарей и виноделов России?

С экономической точки зрения лично я должен отметить, что рост цен на отечественное вино не исключен, но если он произойдет, то будет носить, в основном, конъюнктурный характер. Если продукция зарубежных конкурентов подорожала на 20%, - всегда существует соблазн чуть-чуть повысить ценники на собственную, - ведь все равно она останется дешевле, а ценовой разрыв между нею и импортом, тем не менее, еще и возрастет. Дополнительные средства в этом случае можно будет реинвестировать в развитие, действительно, пострадавшее от движения валютных курсов, - да и слегка повысить рентабельность бизнеса, который, руку на сердце положа, особо прибыльным, в большинстве случаев, не является, - желание тоже вполне понятное.

Так что рискну выступить с собственным прогнозом.

  • Во-первых, никакие "колебания курса" на конечной стоимости вина, - ни импортного, ни российского, - сказаться не могут, - только снижение курса рубля.
  • Во-вторых, если это снижение курса рубля произойдет, - то себестоимость вина, произведенного в России из "балка", действительно возрастет, что вызовет небольшое повышение цен на него.
  • В этой ситуации некоторые российские производители вина, приготовляемого из отечественного винограда, также могут несколько поднять отпускные цены, но повышение это будет носить исключительно конъюнктурный характер, - они просто попытаются повысить свою прибыльность на фоне роста цен у конкурентов.
  • В то же время, другие их коллеги, напротив, постараются удержать цены на прежнем уровне, - это даст им конкурентное преимущество перед всеми остальными игроками, повысив спрос на их продукцию.
  • Если же существенного снижения курса рубля в наступившем году не произойдет, то цены на вино будут постепенно повышаться синхронно с общей инфляцией.

Предлагаю в декабре вернуться к этому материалу и проверить, насколько мое предсказание окажется верным.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: