Лебедь, рак и щука


Исходившие от различных госорганов законодательные и административные инициативы последних дней были столь многочисленны и разнообразны, что заслуживают отдельного обзора. Начать, безусловно, имеет смысл с самого громкого события.

Как сообщает ТАСС, в ходе "правительственного часа" спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что доля алкоголя, производимого в России легально, снизилась до 35%, а бюджетные потери в связи с этим могут достигать 200 - 270 млрд. руб.. По ее мнению, резкое снижение легального производства алкоголя было обусловлено, в том числе, почти двукратным ростом акциза - с 231 до 500 рублей за литр спирта.

Эта оценка, - 35%, - означающая, что доля нелегального алкоголя на ринке составляет 65%, - практически две трети, - представляет собой типичного "летучего голландца" на этапе вброса. Откуда бы она ни взялась у г-жи Матвиенко, теперь ее еще долго будут упоминать самые разнообразные персоны, ссылаясь друг на друга. Точно такими же бродячими мемами без руля и без ветрил в свое время являлись мифические "18 литров алкоголя на душу населения в год" и до сих пор периодически всплывающее "первое место в мире по душевому потреблению алкоголя".

На самом деле, оценить долю нелегального оборота достаточно несложно, - по крайней мере, в магазинах, торгующих официально. Как напоминает ТАСС, в октябре текущего года глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян заявлял, что доля нелегального оборота крепкого алкоголя в России составляет около 22%, а легального, соответственно, - 77-78%. И эти цифры, что характерно, вызывают доверие, поскольку берутся не с потолка, а получаются по вполне понятной и прозрачной методике. Дело в том, что основную массу нелегального алкоголя в России составляет контрафактная водка, произведенная промышленным способом на вполне официально работающих заводах, но не прошедшая учета через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Она абсолютна идентична легальной водке, - только поставляется в торговые сети с поддельными акцизными марками, а соответствующую сумму акциза производитель не перечисляет в бюджет, а кладет себе в карман. Продавец при этом даже понятия не имеет, что торгует контрафактом, - он получает обычный качественный товар от вполне нормального поставщика. Доля же такой продукции на рынке легко отслеживается путем сопоставления статистики продаж с данными РАР, - число продаваемых бутылок стабильно оказывается больше количества выпцущенных РАРом акцизных марок. Эта проблема давно и хорошо известна; более того - известно и средство от нее. После того, как ЕГАИС будет доведен до каждого кассового аппарата, - а это произойдет уже в ближайшее время, - подобный номер уже не пройдет.

В общем, с проблемой контрафакта в торговых сетях все более или менее ясно, - и ее источник, и масштабы, и средство лечения. Непонятно только, откуда г-жа Матвиенко взяла свои шокирующие цифры. Ну да ладно.

Продолжая тему Росалкогольрегулирования, - как сообщило ИА "Москва", в ответ на обращение представителей ресторанного бизнеса, РАР заявил, что он не будет обязывать рестораны подключаться к ЕГАИС с 2016 г..

«Фиксировать розничные продажи пива, сидра, вина, медовухи и другого алкоголя в системе ЕГАИС для мест общепита необязательно. Обязательно регистрировать в системе лишь покупку алкоголя у поставщика»,- цитирует агентство начальника управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования Антона Гущанского.

Это заявление можно охарактеризовать как вполне разумное. Объемы продаж алкоголя через общепит сравнительно невелики, особенно сейчас, - а вот затраты на подключение к ЕГАИС для ресторанного бизнеса, переживающего сегодня не лучшие времена, были бы совсем не в кассу.

Необходимо напомнить, что с 1 января 2016 г. незарегистрированные в ЕГАИС дистрибьюторы не смогут принимать отгрузки от производителей и легально поставлять крепкие напитки, вино, пиво, сидр, медовуху ритейлерам, а те, в свою очередь, не смогут заниматься розничными продажами без все того же подключения к ЕГАИС. В связи с этим высказываются самые разные прогнозы, в том числе о возможном скачке цен после 1 января из-за того, что с рынка окажется выведена продукция, принадлежащая дистрибьютерам, которые подключиться вовремя не успеют. Оно, конечно, поживем - увидим, - но в том, что таких нерасторопных окажется много, лично я сильно сомневаюсь. Никто не будет игнорировать требование регулятора, невыполнение которого ставит под угрозу закрытия весь бизнес, - так что те, кто еще не успел сделать это к дню сегодняшнему, - нынче шуршат как элетровеники, только чтобы успеть к сроку.

Меж тем, Федеральная антимонопольная служба предложила разрешить продажу алкогольных "энергетиков" по всей территории России. Как сообщили "Известия", сейчас их продажа запрещена в 38 регионах России. С точки зрения ФАС, такие ограничения противоречат Конституции и законам «О защите конкуренции» и «О торговле». В принципе, это логично, - тут ФАС выступил четко с позиций закона. Я бы сказал, что разумнее всего было бы просто запретить их как класс на федеральном уровне, внеся соответствующие поправки в 171-й ФЗ.

Депутат Олег Михеев

Тем временем, депутат Государственной Думы Олег Михеев ("Справедливая Россия") внес законопроект о запрете скидок на алкоголь. Как сообщило РИА "Новости", предлагается запретить скидки на алкоголь, продажу его по купонам и спонсорство алкогольной продукции. предусматриваются штрафы до 150 тысяч рублей за спонсорство алкогольной продукции и стимулирование ее продаж. В документе дается определение понятиям "спонсорство алкогольной продукции" и "стимулирование продажи алкогольной продукции". Инициатор поправок предлагается установить запрет на распространение алкоголя среди населения бесплатно.

"Однако предлагается исключение — бесплатное распространение алкогольной продукции возможно в рамках организации дегустации, но только на выставках. Бесплатную раздачу алкогольной продукции во время дегустации в стационарных торговых объектах вне выставки предлагается запретить, поскольку в противном случае цели законопроекта не будут достигнуты", — цитирует РИА "Новости" пояснительную записку.

Законопроектом устанавливается административная ответственность за нарушение запрета на спонсорство алкогольной продукции, стимулирование продажи алкогольной продукции и (или) ее потребления. За это предусмотрены штрафы для граждан от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; для должностных лиц — от 5 тысяч до 15 тысяч рублей; для юридических лиц — от 80 тысяч до 150 тысяч рублей.

Будем надеяться, что проект г-на Михеева не пройдет, - в противном случае сильно пострадают производители и импортеры вина, и без того вынужденные работать в условиях драконовских ограничений на рекламу. Но тут любопытно другое. Депутат мотивирует свое предложение "борьбой с алкоголизацией населения", - но эта тема, как мы хорошо знаем, сегодня в России не актуальна. Недавно опубликованные данные ОЭСР по душевому потреблению алкоголя в разных странах в очередной раз опровергли миф о "безудержном русском пьянстве" и "мировом лидерстве". Уже упоминавшееся нами исследование компании "Клен" показывает, что в столице, являющейся самым крупным и самым платежеспособным рынком в России, дела и вовсе обстоят весьма благополучно. В общем, здоровью населения, - если оно приобретает алкоголь в торговых сетях, - ничего не угрожает. А вот снижение акцизных поступлений в бюджет уже упоминавшаяся нами Валентина Матвиенко рассматривает как катастрофу.

С другой стороны, поддержка российского виноделия уже давно определена как один из приоритетов промышленной политики, и тут мотивы депутата Михеева не очень понятны. И если идея Мосгордумы о введении в Москве "трезвых пятниц" еще может объясняться стремлением поддержать ресторанный бизнес, - то в данном случае остается только недоуменно развести руками. Неужели депутат не знаком со статистикой ОЭСР и ВОЗ?..

О поддержке отечественного виноделия поговорим чуть позже, а пока - о все тех же злополучных акцизах. Как сообщили "Известия", Минфин и Минздрав выступили против акцизных ставок на алкоголь и табак, предложенных Евразийской экономической комиссией. Если соглашения по гармонизации тарифов внутри Евразийского экономического союза будут приняты в нынешнем виде, сигареты и водка в России окажутся слишком дешевыми, а это негативно повлияет и на здоровье населения, и на бюджет. Ставки, рассматриваемые сейчас ЕЭК, ниже тех, что предложил Минфин в законопроекте, направленном в Госдуму. К примеру, Минфин предложил установить акциз для 1 л литра этилового спирта, используемого для изготовления водки, в 2016 году на 20 рублей выше, чем ЕЭК. Честно говоря, я очень сильно сомневаюсь в том, чтобы разница в 8 рублей акциза в цене бутылки водки остановила бы кого-то от ее покупки, - тем более, что о повышении минимальной отпускной цены еще только лишь начнут задумываться по итогам года. Но бюджет, да, - это святое.

Тем временем, по сообщению "АлкоНьюс", Госдума внесла в Налоговый кодекс изменения, касающиеся акцизных ставок на алкоголь. налоговая ставка на спиртосодержащую продукцию составит 400 руб. за 1 л безводного спирта в 2016 году и 418 руб. в 2017 году. Алкогольная продукция с содержанием спирта 9% будет облагаться по ставке 500 руб. и 523 руб. соответственно. Продукция пивоварения в 2016 году будет облагаться по ставке 20 руб., в 2017 года — 21 рубль.

И, - барабанная дробь! - ставка налога на вино с защищенным наименованием места происхождения составит 5 руб. за 1 литр и в 2016, и в 2017 году. Это отличная новость для наших виноделов, - вполне себе соответствующая текущей государственной политике.

Этим, впрочем, дело не ограничивается. Как сообщила "Российская газета", зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский выступил с инициативой, в соответствии с которой на этикетках алкогольных напитков необходимо указывать название страны, где был выращен использованный при производстве напитка виноград.

"В настоящее время более 50 процентов винодельческой продукции выпускается с использованием вина, произведенного из винограда, выращенного в других странах", - цитирует газета пояснительную записку.

Законопроект также предусматривает уточнение нескольких терминов, в том числе "виноматериал" (вино, которое разлито по тарам, предназначено для дальнейшего производства и не подлежит реализации населению как готовый продукт), и введение нового понятия - "игристое вино" (сегодня в законе нет его четкого определения).

Необходимо отметить, что Виктор Звагельский являлся одним из инициатором и авторов декабрьских поправок в ФЗ-171. Именно ему мы очень во многом обязаны тем, что поддержка российского виноделия стала одним из государственных приоритетов.

Кроме того, по сообщению ИА "Интерфакс", правительственная комиссия по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов  решила снизить для виноделов, производящих продукцию из собственного винограда, госпошлину за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки вина. Минфин выступил с подобным предложением еще в июне, - речь идет о снижении более, чем в 12 раз, - с 800 тыс.руб. до 65 тыс.руб.. Чтобы данное предложение вступило в силу, оно должно пройти все необходимые утверждения и согласования. Процесс, как видим, идет, - пусть неторопливо, но неуклонно.

Кроме того, правительственная комиссия приняла решение о долгосрочном характере лицензии. поручила проработать механизмы декларирования винодельческой продукции и предоставления отчетности, исключающие дублирующий документооборот и обеспечивающие более упрощенный порядок ее ведения. Наконец, Минсельхозу было поручено дополнительно проработать направления, приоритеты и объемы господдержки отрасли на 2016 год.

Впрочем, есть и не столь позитивные новости. Так, по сообщению "Деловой газеты Крыма", Минздрав направил в нижнюю палату российского парламента отрицательный отзыв на законопроект «О внесении изменений в статью 16 закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции (171-ФЗ)». Депутат Виктор Гончаров (КПРФ) внес его в августе этого года, - в качестве поддержки крымских винопроизводителей и крымской же туристической отрасли предлагалась отмена запрета на продажу легких алкогольных напитков (вина, пива, сидра, пуаре, медовухи) в санаториях.

«Необходимо отметить, что потребление алкогольной продукции повышает риски развития алкогольной зависимости, а также смертности от внешних причин, в том числе от алкогольных отравлений, убийств, самоубийств, различных травм, отравлений и пожаров,- говорится в отзыве Минздрава. - Цель законопроекта противоречит государственной политике, направленной на снижение объема потребления населением алкогольной продукции. Учитывая вышеизложенное, Министерство здравоохранения РФ не поддерживает представленный проект федерального закона», - цитирует газета отзыв Минздрава.

Кроме того, по сообщению газеты "КоммерсантЪ", Верховный суд России оставил в силе запрет на продажу алкогольных напитков навынос. С соответствующей жалобой с жалобой обратился житель Краснодарского края Виктор Письмак, - но жалоба осталась без удовлетворения

Таковы, в целом, наиболее примечательные инициативы и решения, касающиеся регулирования в алкогольной отрасли. Притом, что общие тенденции я бы оценил как позитивные, - не покидает ощущение, что разные органы ведут себя в этом важном вопросе подобно лебедю, раку и щуке.

А тем временем, по сообщению "НИА-Кубань" со ссылкой на пресс-службу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, у жителя села Архипо-Осиповка Валентина Попова было изъято более 50-ти бочек вина, хранившегося без сопроводительных документов. 10150 л красного и белого вина, как заявил их владелец, он изготовил исключительно для личного пользования. Продукция будет изъята и проверена на качество; материалы переданы в следственный комитет. Идет ли в данном случае дело о пресечении попытки реализации опасного контрафакта, как утверждает пресс-служба, - или же речь идет о несчастном виноделе-гаражисте, не успевшем дождаться вступления в силу всех либерализующих нормативных актов, - большой вопрос.

Александр Милицкий, wine@grozdi.ru

Обсудить: | Поделиться: